• Будущим первоклассникам

    Будущим первоклассникам

    Уважаемые родители!

    ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

    1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. 
    2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 
    3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. 
    4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. 
    5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. 
    6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. 
    7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. 
    8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. 
    9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

    Первый год обучения в школе – большое испытание для первоклассника и его родителей. Успех на пути к обретению своего места в жизни закладывается уже с первых школьных лет.

    Современная педагогика ориентирована на то, чтобы ребенок научился учиться, открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний, и успех в этом процессе заряжал бы его новой энергией, которая способна заметно улучшить его исходные интеллектуальные показатели.

    Родителям нельзя забывать о возрастных особенностях семилетних детей, а именно о готовности психики ребенка к воспитанию волевого начала. Для возникновения у ребенка стойкой мотивации – «хочу учиться, хочу учиться хорошо» - необходимо формировать в нем не только уверенность в своих силах, но и волю. А поддержать ребенка, убедить его в том, что он «может», должны, прежде всего, родители – родные люди, которым он безгранично доверяет. Привыкая к мысли, что любое задание – это путь к цели, маленький человек постепенно учиться ставить перед собою цели и идти к ним.

    1. Обязательно соблюдать режим дня. Выспавшийся ребенок спокойнее реагирует на сложности, чувствует себя увереннее и быстрее принимает правильные решения. В первом классе целесообразно сохранить дневной сон. Он будет не таким продолжительным, как это было в детском саду. Но если малыш сильно утомляется, позвольте ему поспать час после возвращения из школы.
    2. Первокласснику будет интереснее придерживаться этого распорядка, если он вместе с мамой или папой продумает режим дня и оформит красочный плакат. Зафиксируйте на нем, что именно школьнику важно сейчас успевать и как это лучше делать. Обязательно оставьте время для игр и любимых мультиков. У ребенка должно закрепиться понимание, что школа — это не кабала, а продуктивная часть жизни.
    3. Правильно организовать рабочее место первоклассника.
    4. Если до школы ребенок не посещал кружки и секции, где он уже освоился, то в первом классе не стоит устраивать лишний стресс. Главная задача первоклассника — адаптироваться к школьной жизни. Всё остальное второстепенно. Когда он ходит в школу искусств или секцию, где уже хорошо знакомый наставник, друзья, привычные нагрузки, то дополнительное образование впишется в новый этап. Но если первоклашке, привыкающему к учительнице, одноклассникам, урокам и дисциплине, придется еще приобщаться и к факультативным занятиям вне школы, то неокрепшая детская психика может не выдержать такого бремени. Не стоит рисковать психоэмоциональным состоянием ребенка!

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Задание для родителей. Отметьте, что, на ваш взгляд, должен уметь делать будущий первоклассник (можно выделить несколько ведущих умений):

    1. Узнавать большинство букв
    2. Читать слова
    3. Читать предложения
    4. Писать буквы
    5. Писать слова
    6. Узнавать цифры от 1 до 9
    7. Считать от 1 до 10 и обратно
    8. Выполнять арифметические действия в пределах 10
    9. Другое (что-то еще) ______________________________________________________

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    К моменту, как у ребенка наступит школьный возраст, у него должны быть сформированы:

    • Личностно-мотивационная готовность. Она подразумевает, что ребенок хочет идти в школу не для того, чтобы играть, а для того, чтобы учиться; что у него есть потребность в расширении круга своего общения и включения в него будущих одноклассников и учителей; что у него сформирована адекватная самооценка, которую можно транслировать как «это я умею, а этого – не умею, но не становлюсь хуже от того, что пока не умею».
    • Интеллектуальная готовность к школе означает сформированность у дошкольника памяти, воображения, образного и пространственного мышления; развитую речь; некоторый запас знаний об окружающем мире и умений.
    • Эмоционально-волевая готовность – это появление произвольности и регуляции, умение подчиняться правилам, выполнять требования, соблюдать нормы и контролировать себя самостоятельно, без помощи взрослого.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Психологическая готовность к школе ( синоним : школьная зрелость ) – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. 

     Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно : в играх ; в труде ; в общении со взрослыми и сверстниками; в непосредственно образовательной деятельности 

    Составляющие психологической готовности

    Мотивационная готовность. Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами ( учебными мотивами ).

    Эмоционально – волевая готовность. Умеет контролировать эмоции и поведение.

    Интеллектуальная готовность. Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности.

    Личностно – социальная готовность. Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками 

    Интеллектуальная готовность

    Умение думать, анализировать, делать выводы.

    Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что - то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе.

    Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика.

     А вот умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научить.

    Как развивать:

    Не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте.

    Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему », выстраивать причинно - следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром. 

    Личностно - социальная готовность

    Умеет ли ребенок общаться с детьми. Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята. Чувствует ли принятые в обществе нормы общения. Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение. Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями. У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми.

    Как развить:

    Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр. 

     Мотивационная готовность

     Познавательный интерес, желание узнавать что то новое.

    Как развить:

     Формируйте положительное отношение :

    - к школе,

    -учителю,

     -учебной деятельности,

     -к самому себе.

    Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках, устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться.

    Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение : рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство : занятия в кружках и секциях. 

     Эмоционально - волевая готовность

    Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Адекватная самооценка и положительный образ себя. Умение сосредоточиться, управление эмоциями.

    Сформировать эти качества можно только через игру !!!

    Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т. д.

    Важно  приучать ребенка к режиму дня и смене деятельности.

    Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать.

    Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему ! 

    Все то, что вы говорите в семье о школе, о ее роли в жизни ребенка, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание.

    Читайте  художественную литературу, смотрите фильмы о школе, телепередачи о школьной жизни; покажите фотографии, грамоты, связанных с вашими школьными годами, играйте в школу.

    И важно то ,что ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.

    Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению, а вы выполняете все его желания и капризы, то прогноз обучения будет неутешительным. Попав в коллектив класса, такой ребенок столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной ( а значит, далеко не всегда положительной ) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель будет относиться к нему как ко всем, а не с особым вниманием и любовью ( как его родители ), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения. Завышенная самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что " школа плохая ", " учитель злой " и т. д.  Поэтому постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. 

    В дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Ребенок может долго возиться с игрой либо легко запоминать стихотворение, но только если его эмоционально зацепило эта деятельность, то есть делает он это непроизвольно. 

    Поощряйте усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорите о необходимости контроля над собой. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.

    Вы можете развивать такое умение, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли.

    Саморегуляция – основа готовности к школе !

     Психологически не готовый к школе ребенок

    Проявляет мало инициативы

    Не может включиться в общий режим работы класса

    Не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается

    Испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.

     Работоспособность ребенка во время занятий

    Характер работоспособности зависит от многих составляющих. В первую очередь, это конечно, состояние здоровья ребенка, особенности его психофизического развития, мотивации, произвольности и т. п.

    Определить особенности работоспособности ребенка можно путем наблюдения за ним в процессе занятия. Как работает ребенок – целеустремленно на протяжении всего занятия, быстро и часто отвлекается, рассеянный, чрезмерно возбужден, быстро утомляется, занимается посторонним делом.

    Вы можете самостоятельно определить возможности ребенка, наблюдая за его деятельностью или игрой. 

    Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что - то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир. 

    Первоклассник

    Задания для родителей будущих первоклассников

    1. Формирование умственной готовности.

    1.1. Вызвать у ребенка интерес к окружающему миру:

    обращать внимание на какие-то происшествия на улице, на события общественной жизни и жизни семьи, говорить об этом с ребенком;
    как можно чаще спрашивать у ребенка: "Чему вы сегодня научились в детском саду? Что было в детском саду интересного?" Если ребе­нок рассказывает о том, что делали, спросите: "А как это делается?"
    он должен уметь передать словами, а не посредством показа;
    играть с ребенком в настольно-печатные игры типа лото, детского домино и др., развивающие смекалку, сообразительность, умение со­блюдать правила.
    1.2. Учить сравнивать, анализировать:

    учить ребенка анализировать образец, выделить составные элементы;
    чем похожи и чем отличаются (цветы, листья, деревья и т. д.);
    выделять существенные признаки времен года; как животные и ра­стения приспосабливаются к условиям обитания (подорожник растет при дороге, у него крепкий стебель, который не разрушается, если его
    топчут).
    1.3. Развивать наблюдательность:

    отмечать изменения, происходящие в микрорайоне (растет новый дом, появилась клумба, отремонтировали дорогу);
    во время прогулки, поездки играть с ребенком в игры "Кто больше за­метит";
    следить за ростом и развитием комнатных растений, огорода, жи­вотных.
    1.4. Развитие речи:

    прочесть дома ребенку небольшой рассказ (например, из журнала "Веселые картинки"), предложить рассказать его кому-то из членов семьи. Не прерывать ребенка, не делать замечаний по ходу рассказа.
    Если ребенок испытывает затруднения в передаче содержания, не подсказывать, а задавать наводящие вопросы. Если ребенок допус­кает грамматические ошибки, то взрослый должен сам построить пред­ложения и после того, как ребенок выслушает, предложить ему сказать правильно;
    купить любую детскую книжечку, рассмотреть ее вместе с ребенком, прочитать ему и поговорить о том, что больше всего понравилось.
    Внимательно выслушивая, иногда спрашивать "Почему?" (при этом ни в коем случае не навязывать своего мнения). Исправлять допуска­емые ребенком ошибки, предлагая ему правильно построить всю фра­зу, в которой была допущена ошибка;

    после очередной прогулки (в парк, в лес, на речку), поездки, экскур­сии предлагать ребенку передать кому-либо из членов семьи или тех, кто пришел в гости, свои впечатления. Приучать при этом к после­довательному изложению мыслей: где были, что видели, что делали, что интересного или неожиданного произошло, что произвело особое впечатление. Если ребенок рассказывает слишком схематично, до­полнить своим описанием, передавая при это чувства, отношения;
    периодически предлагать ребенку выучить наизусть стихи, интерес­ные загадки.
    2. Воспитание волевой готовности.

    2.1. Приучать детей выполнять словесные указания:

    давать ребенку разные поручения по дому. Формулировать их четко и коротко. Приучать запоминать с одного раза;
    периодически давать ребенку поручения-задания с отсрочкой их вы­полнения; сегодня на завтра, утром на вечер. Не напоминать до тех пор, пока не наступило обусловленное время. При невыполнении не ускорять, а предложить новое и объяснить его важность;
    периодически предлагать ребенку сделать определенные конструк­ции из кубиков, из мозаики, пластилина и Т. д. Например:
    построй трехэтажный дом с тремя подъездами;
    построй трехэтажное здание с тремя подъездами, с пятью окнами на каждом этаже;
    построй трехэтажное здание с тремя подъездами, с пятью окнами на каждом этаже и гаражами для машин во дворе.
    Аналогичные задания на рисунках: нарисуй два дома, по бокам деревья, а между домами клумбу.

    2.2.Приучать ребенка строго соблюдать правила игры (настольных, под­вижных, ролевых), требования к заданию. Если ребенок не знает, объяснить, что тогда разрушается игра.

    2.3.Воспитать у ребенка готовность преодолевать встречающиеся трудно­сти своими силами.

    если у ребенка что-то не получается, не спешите ему помочь. Предло­жить разобраться, что сделано повторно или неудачно, и сделать удач­но, иначе. Не разрешать оставлять незаконченным делом.
    Задания: разрезанные картинки, составление фигуры из отдельных частей, головоломки;

    привлекать ребенка к совместным со взрослыми домашним работам, посильным для дошкольника. Если он чего-то не умеет — не выполнять вместо него, а показать и добиться, чтобы он сделал сам, хотя бы и не­удачно. Задания: убрать квартиру, приготовить салаты и пр.;
    приучать ребенка ежедневно придерживаться принятого в семье распо­рядка; класть каждую вещь на свое место, убирать игрушку и книгу.
    3. Воспитание организованности и внимательности:

    прежде чем начать любое дело (игру, рисование, уборку и пр.), предста­вить, что для этого понадобится. Приготовить все необходимое и распо­ложить па столе в том порядке, который наиболее удобен для работы.
    Не разрешать ребенку начинать какие-то занятия, не приготовившись к ним;

    учить укладываться в отведенное для работы время: поставив часы, наказать, сколько можно сделать за 5 минут или за 10 (элементы рисун­ка, одеться и пр.);
    приучать заботиться об исполнении своих замыслов или принятых по­ручений. До выполнения задания спрашивать, что он будет делать (ка­кую постройку, какой рисунок, узор и пр.). По окончании — получилось ли то, что он задумал;
    приучать ребенка сосредоточиться на том, чем он занят, не отвлекаться в процессе любой деятельности. Не прерывать его занятий, в случае не­обходимости — объяснять, а не приказывать.

    1. Трезвое отношение родителей к способностям сына или дочери — залог адекватного восприятия школьником своих учебных успехов и неудач. Понимающие слабые места ребенка мамы и папы не требуют получать только пятерки и четверки. Интересуйтесь у первоклассника не тем, как сегодня ответил на уроке, а что интересное произошло за учебный день и что новое он узнал. Когда малыш боится, что за полученные отметки его будут ругать, а не поддерживать, он будет до последнего скрывать от вас свои ошибки. Если подобное поведение закрепится, то ребенок научиться обманывать и изворачиваться. В подростковом возрасте это разрушительно влияет на детско-родительские отношения. Помните: лгут тому, кому боятся сказать правду. Не создавайте ситуаций, когда любимый ребенок вынужден стать вруном. Дети не должны воплощать в жизнь амбиции отцов и матерей.

      1. Самое сложное задание для новоиспеченных школьников — это письмо. Палочки, крючки, хвостики, буквы, слова и предложения на тетрадном листе требуют максимальной точности контроля движений, когда все пять пальчиков совершают ювелирную работу. 
      2.  Следите за тем, чтобы с утра ребенок сытно позавтракал и выпил достаточно воды. Для того чтобы завтрак был полезным, рекомендуется включать в него фрукты, зерновые и молочные продукты.
      3.  Научите ребенка собирать портфель.
      4.  Не требуйте от ребенка сидеть за столом, пока он не выполнит весь объем дополнительных заданий. Первоклассник нуждается в физической активности каждые 15–20 минут. Пусть малыш сделает наклоны, приседания, прыжки и снова садится за упражнения.
      5.  Не стоит переписывать плохо сделанную классную работу. Такая обязанность воспринимается как бессмысленное дело и вызывает отвращение к учебе.
      6. Эти несложные в исполнении рекомендации помогут вам справиться с первыми школьными трудностями и сохранить физическое и эмоциональное здоровье ребенка.

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie